Дошкольное детство – это период интенсивного развития всех психических процессов. Одним из наиболее важных процессов является логическое мышление. Что такое логическое мышление?
Логика – наука о правильном мышлении, способность к рассуждению. Под логическим мышлением обычно понимают способность и умение человека самостоятельно совершать простые логические действия
Логическое мышление формируется у детей 5-7 лет и считается высшей стадией развития детского мышления. Средства развития мышления различны, но наиболее эффективными являются логико-математические игры и упражнения. Важно не только научить ребенка сравнивать, вычислять и соизмерять, но и рассуждать, делать свои выводы, аргументировать свои ответы, находить путь решения той или иной задачи.
Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка.
Как это сделать? Да очень просто – через игру!
Игра - это та волшебная палочка, с помощью которой можно научить ребенка читать, писать, считать, а главное, думать, рассуждать, изобретать и доказывать.
Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.
Логические задачи:
1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное?
2. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале?
3. Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?
4. Под елкой цветок не растет,
Под березой не растет грибок.
Что растет под елкой?
Если ребенок не справляется с решением задачи, то, возможно он еще не научился концентрировать внимание и запоминать условие, в этом случае родитель может помочь ему сделать выводы уже из условия задачи. Прочитав первое условие, взрослый должен спросить, что ребенок узнал, что понял из него, так же и после второго предложения и т.д. Вполне возможно, что к концу условия ребенок догадается, какой должен быть ответ.
При формировании пространственных и временных представлений помогают логические концовки.
- Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа… (вышел позже Саши.)
- Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры.)
- Если правая рука справа, то левая… (слева.)
- Если стол выше стула, то стул… (ниже стола.) и др.
Игры со счетными палочками
1. Составьте 2 одинаковых квадрата из семи одинаковых палочек.
2. Составьте 3 равных квадрата из 10 одинаковых палочек.
3. Составьте из 10 одинаковых палочек 2 квадрата: большой и маленький.
Так, широко известные всем счетные палочки оказываются не только счетным материалом. С их помощью можно в доступной пониманию ребенка форме познакомить его с началами геометрии. Игры с палочками называют задачами на смекалку.
Такие игры, как «Танграм», «Блоки Дьенеша», «Игры Воскобовича»
развивают у детей мыслительные операции, логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы.
|